Детский клуб Уголок

Книжные уголки в детских садах, их оформление по ФГОС

Для развития подрастающих ребятишек в любом детском саду необходим книжный уголок. Хорошо оформленные книги с яркими иллюстрациями благотворно влияют на детей, их сознание. Поэтому в дошкольных учреждениях положено иметь книжный уголок. Это непременный атрибут детсадов.

Для чего нужны книжные уголки в детских садах

Даже подержав в руках книгу, которая пахнет манящим запахом типографской краски, дети приходят в какой-то удивительный восторг. А картинки тем более их завораживают. Книги формируют любовь к чтению у воспитанников, даже когда они не умеют читать. Глядя, как старшие читают, по складам или бегло, младшие тоже тянутся за ними. Им хочется быть такими же умными и начитанными детьми.

Это очень приятное место – книжный уголок в детском саду. Ведь детсадовский возраст – самая впечатлительная пора детства. Поэтому во всех группах детских садов есть книжные уголки.

Вскоре воспитанники в младших группах узнают, что очень много информации об окружающем мире приходит через книги. Никакой компьютер и гаджет не заменит книгу. Содержание бумажных красочно оформленных сборников сказок легко воспринимается детьми. Они переживают за героев сказок, как за своих друзей. Мир детей с книгами становится богаче, насыщенней по своему объёму и наполнению.

Требования к книжному уголку в ДОУ

В каждом детском дошкольном заведении в каждой группе должен быть уголок книги. Это требование по государственной программе обязательно для всех детсадов страны. Чтобы любой дошкольник мог подойти, полистать книжку, осмыслить то, что ему подвластно по возрасту. Такое место должно быть привлекательным, эстетично оформленным, чтобы дети чувствовали себя уютно. Мебель подбирается по высоте воспитанников. Чем младше возрастная группа, тем меньше должна быть мебель.

В старшей группе

Книжные шкафчики и стеллажи в старшей группе должны располагаться таким образом, чтобы воспитанники могли пользоваться выставленными там книгами. Диванчики и стулья подбираются по возрасту детей. И столы тоже. Всё должно быть удобным. Располагать к занятиям и учёбе. В старшей и подготовительной группе книги должны быть подобраны таким образом, чтобы они уже подготавливали детей к будущим занятиям в школе.

Занимающихся в подготовительной группе детей обучают не только чтению по складам, а ещё анализу прочитанного текста.  Пересказы прочитанного текста своими словами приучают к правильной речи. Это тоже немаловажный фактор развития детей.

Дошкольник может сесть тут же и читать по складам. Должна быть тишина в таком месте. Всё должно способствовать развитию воспитанников.

Занимаясь с ребятишками при подготовке к школе, следует часть книг посвятить окружающему миру. Найти книги о животных. В доступной форме прочитать детям те книги, которые сами они ещё не могут прочесть. Потом нужно задать воспитанникам вопросы, на которые они могут ответить.

Так совместно можно расширить их знания о родном крае, о природе, о животных. Но главное всё-таки сказки и детские рассказы, их надо приучать детей читать самостоятельно. Самостоятельное чтение развивает не только воображение, а ещё ум. Когда человек читает, он проговаривает текст. Получается двойной эффект от прочитанного.

В средней группе

Дошкольный уголок для нужно оборудовать соответственно возрасту читателей. Там нужно иметь иллюстрированные книги со сказочными персонажами. В произведениях Маршака, Андерсена, других детских писателей на детей глядят весёлые, потешные персонажи. Даже там, где есть немного страшные места, к примеру, в сказке о волке и семерых козлятах, картинки не должны пугать детей. Снабжённый такими книжками книжный уголок в средней группе очень способствует развитию воображения ребят.

Дети в этом возрасте ещё не умеют читать. Но охотно слушают то, что читают другие. Впитываемые живые образы главных героев книг формируют внутренний мир растущего человека. Очень важно в этом возрасте читать те книги, которые учат добру и несут позитив. Чтобы дети выросли опрятными, воспитанными, порядочными людьми, необходимо первые базовые понятия о добре и зле закладывать уже в детском саду.

Важно иметь юмористические книжки с весёлыми картинками. Разглядывая весёлую картинку, обсуждая её между собой, дети учатся понимать и ценить юмор, ощущать его глубину и жизнеутверждающую ценность. Проводя викторины во время праздников, наряжаясь в сказочных героев во время утренников, дети становятся одним коллективом со своими педагогами. Проведение мероприятий сопровождается чтением стихов и их разучиванием. Нужен полный набор необходимой литературы в книжном уголке.

В подготовительной группе

Здесь дети ещё только знакомятся с книжным миром, происходит соприкосновение с литературой. Произведения, затрагивающие душу каждого воспитанника, обязательно должны быть в такой небольшой библиотеке на полочках. Это и Красная шапочка, и Лиса и медведь, и многие другие сказки. Когда воспитательница в младшей группе читает выразительно сказку, стоит тишина. Дети внимательно следят за развитием сюжета. Раз за разом окунаясь своим воображением в то, о чём повествуется в сказке, воспитанники укрепляют свой внутренний мир.

Здесь книги должны быть наполовину с картинками, потому что дети в младшем возрасте видят и ощущают мир более ярко, чем позднее. Им нужна яркая подача. Поэтому они любят рассматривать цветные изображения. Необходимо подбирать хорошие книжки с яркими картинками и читать их в определённое время всей группе. Это даст позитив и правильное развитие детишек. Так как в этом возрасте нужно развивать пальцы, нужно не только занять детей рисованием и лепкой, а ещё поручать им ремонт книжек. Это полезное занятие даст детям первоначальные понятия о труде, о его ценности.

Оформление книжного уголка по ФГОС

Установленный стандарт оформления книжного уголка в дошкольном учреждении должен соответствовать санитарным, гигиеническим нормам образовательных программ воспитания. Такие нормативы вписаны в законодательные акты федеральных законов, касающиеся дошкольных учреждений. Безопасность и удобство обучения с помощью книжных уголков являются главными в вопросе обустройства таких мест в группах детсадов.

Посредством чтения требуется повысить , научить их зачаткам аналитического мышления, стимулировать речевую активность. Формируется навык и восприятие образов. Сложность художественного мышления воспитанниками воспринимается легко, если выбран правильный приём передачи художественного восприятия. Звук, буква, картинка – всё становится в один ряд.

Какое название дать

Каждый книжный уголок в детсаду должен иметь своё название. Обычно это делают по названиям книг. Оформление уголка чтения в детском саду должно быть отражено в названии. Если дети в группе больше всего любят какого-то сказочного героя, то его имя можно дать книжному уголку. Дети будут в восторге от такого выбора. К примеру, котёнок Гав нравится многим детям. Особенно в младших группах.

Обсудив с ребятишками данную кандидатуру и проголосовав, можно выбрать котёнка Гав на должность главного, отвечающего за порядок в книжном уголке. Воспитанники, принимая участие в выборе, преисполнятся важностью поручения и станут ответственно относиться к своим делам.

Аптечка для книг

Заниматься ремонтом, а по другому – лечением книг следует не только воспитанникам подготовительных групп. К этому делу надо привлекать и другие группы, более старшего возраста. Ведь ремонт книг, их обследование, латание, сильно дисциплинирует детей. Они проникаются важностью проводимой процедуры.

Пройдя через несколько таких ремонтов книг, воспитанник уже никогда не будет ронять эти дорогие его сердцу предметы, он будет всегда бережно к ним относиться. Потому что он уже знает, что такое ремонтировать книги. Как трудно иногда склеить сильно порванные страницы. Поэтому в план работ в детсадах включены мероприятия по осмотру книг, их диагностике и лечению. А лечат книги клеем, скотчем и другими необходимыми инструментами. Иногда можно проводить и совместные обследования книг.

Анализ книжного уголка в детском саду

При анализе обращают внимание на базовые моменты в его устройстве. Существующий шаблон предписывает следующие условия. Нормативы фгос требуют, чтобы любой воспитанник, даже самый маленький в группе, мог достать до заинтересовавшей его книги. Уголок должен быть эстетичным и опрятным по внешнему виду. Он должен находиться там, где нет игровой зоны. Книги должны соответствовать возрасту воспитанников. Они должны быть рассортированы по жанрам, по содержанию.

Уголок должен иметь какие-то украшения. Например, бумажные вывески, плакаты, надписи на стенах. Иметь какие-то яркие атрибуты. Дети должны регулярно посещать книжный уголок, заниматься здесь определённое время с воспитательницей, но не только чтением, а проведением здесь маленьких праздничных мероприятий, театральных детских представлений.

Книжный уголок – важная часть в детском саду. Если он правильно оформлен, если воспитательница ведёт в своей группе нужную работу с детьми с любовью и прилежанием, то и воспитанники будут расти любознательными и умными. Только для этого нужно приложить старания и умения, соблюдая все правила, предписанные для дошкольных учреждений.

Источник

Приглашаем на прогулки-квесты-экскурсии по Парку “Олимпийские пруды” детей от 4 до 12 лет. 22 августа в 11:00 для детей 4-7 …

Источник

Варианты уголков в детском саду

Оформление групповой комнаты в дошкольном учреждении для каждого воспитателя и становится не просто обязанностью, но и творческим процессом. В нем реализуются уникальные идеи и опыт, порой нескольких поколений. В данной статье мы не только опишем, но и разместим различные уголки в детском саду в картинках. Надеемся что наш сайт и данная статья будет для вас полезна. Ну что же приступим.

С чего начать?

Прежде чем приступить к и создавать различные тематические уголки в детском саду, обязательно следует заняться общей отделкой внутри группы. При покраске не стоит использовать много ярких цветов. Лучше, если тон основной краски будет светлым и «теплым»:

  • бежевый,
  • персиковый,
  • жемчужный и так далее.

Хорошо смотрятся в детских группах фотообои с героями сказок, мультфильмов, а также наклейки с детской тематикой.

Лучше все помещения группы в едином стиле и заранее продумать тематику, которая будет связывать воедино спальню, приемную, зону для занятий и игровые уголки в детском саду. Перед началом оформления конкретных уголков стоит посоветоваться с родителями, вместе обсудить и ознакомиться с возможными вариантами для детей разного возраста. Здесь представлены некоторые уголки которые возможно организовать в детском саду, для примера посмотрите фото.

Развивающая среда

Игровое пространство

Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и . Игровые уголки для детского сада оформляются по-разному в зависимости от возраста детей в группе, свободного пространства и творческого размаха организатора. Так, например, в игровой зоне часто отдельное место отводится под уголок ряженья в детском саду.

Место для него необходимо выбирать с особой тщательностью, он должен быть легкодоступен и постоянно открыт для детей. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Оформить такое место можно в виде дома моделей, кабинета стилиста или небольшой ширмы с разнообразными нарядами:

  • профессии,
  • животные,
  • артисты,
  • герои сказок и так далее.

После того, как место определено и выбран вариант оформления можно приступать к практической части. Границы уголка оформляются с помощью мебели. Это могут быть: невысокий стеллаж с полками, ящиками и перекладиной для плечиков с нарядами. Для удобства в уголке может располагаться столик и стулья. Обязательным атрибутом в уголке ряженья должно стать зеркало, где дети смогут разглядывать и оценивать свой внешний вид. На стене можно расклеить картинки различных костюмов, шляпок и других предметов одежды.

Уголки на заказ
Варианты оформления

Иногда в такой уголок гармонично вписывается уголок парикмахера в детском саду. Здесь уже все готово для оборудования рабочего места парикмахера – стол, стул для клиента, зеркало. На столе можно поставить флакончики, положить расчески, украшения для волос и прочее. На стене можно приклеить изображения ножниц и расчесок. Фартук для мастера может располагаться на одной из вешалок на перекладине.

Если позволяет место, то уголок парикмахерская в детском саду оформляется отдельно, как самостоятельная зона для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Сначала также устанавливается необходимая мебель, полки. Вместо стеллажа с нарядами можно поместить тумбочку или мини-шкаф с принадлежностями парикмахера. Для них также можно сшить настенные кармашки. Затем уже вносятся игровые предметы. Обычно такое место делают, как детский уголок для девочки, исходя из интереса к прическам, украшениям и так далее.

Для мальчиков

Однако в игровой зоне обязательно должно быть место для игр мальчиков. Детский уголок для мальчика может занять несколько больше места, чем для девочки. Основными требованиями к его расположению также остаются удобство и доступность для детей. Такие уголки создаются с целью учета игровых интересов детей разных полов, их дифференциации и развития игровой деятельности в целом.

Варианты оформления выбираются исходя из интересов большинства мальчиков в группе и общих «мальчиковых» тем. Например:

  • автосалон,
  • морская тема (корабль),
  • мастерская,
  • военная база,
  • либо уголок космоса в детском саду.

Космический пространство будет интересно и полезно для детей старшего дошкольного возраста. С его помощью дети в игровой форме получат элементарные знания о космосе, планетах, космических кораблях.

Цветовое решение такого уголка определяется темой.

Это оттенки:

  • синего,
  • фиолетового,
  • белого и желтого цветов.

Хорошо, если мебель для уголка будет выполнена в таких же цветах. Если бюджет группы не позволяет купить новую мебель, можно воспользоваться самоклеящейся пленкой нужного цвета и фактуры. На полу можно поместить коврик с космической тематикой (лунная поверхность, метеорит). Обязательно должна присутствовать простейшая модель солнечной системы – либо как плакат на стене, либо бумажные планеты в объемном виде, свисающие с потолка.

Дошкольное учреждение
Цветовое решение

Приемная

Раздевалка или приемная – первое, что видят ребенок и его родители, приводя малыша в детский сад. Поэтому к ее оформлению нужно отнестись со всей серьезностью. Для детей там обычно оформляется уголок настроения в детском саду. Цель такого уголка – это создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе. Благодаря нему дети учатся понимать не только свое настроение, но и настроение сверстников.

В оформлении такого уголка могут использоваться готовые стенды или самодельные модели. Принцип их оформления одинаков: в нескольких кармашках располагаются картинки с различными эмоциями (их количество зависит от возраста детей), снизу прикрепляются кармашки для фотографий детей. Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в кармашек под соответствующей эмоцией.

Если в течение дня настроение меняется, то фотографию перекладывают. Эмоции можно изобразить в виде смайликов, героев мультфильмов. Примерный перечень в старшей группе может быть таким: радость, веселье, спокойствие, удивление, грусть, злость.

Обратите внимание

Обратить внимание стоит и на уголок меню в детском саду. Цель его создания – это знакомство родителей с рационом питания ребенка вне дома, а также основными принципами питания детей дошкольного возраста. Мы можем его оформлен как готовый стенд или вручную (с нарисованными картинками по теме группы, в виде объемных фигурок из соленого теста). Обычно в нем предполагается несколько отделений-кармашков. В них ежедневно помещается меню, а также правила питания детей.

Если поступление в садик не является актуальной проблемой, и вы только готовитесь стать родителями, то красиво оформлять помещение для ребенка можно, организуя детские уголки для новорожденных. Обычно в них предусматривается спальное место для малыша, пеленальное место и место для одежды и игрушек. Цвета мебели и обоев также следует подбирать спокойные, светлые. Можно наклеить несколько веселых картинок с детскими игрушками. Мягкие игрушки в таком уголке исключаются.
Итак, варианты детских уголков могут быть разнообразны, главное, чтобы они были эстетично оформлены, безопасны и интересны детям.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
ВиДиги