Авторское право на программный продукт

Содержание
  1. Фиксация своего авторского права на разработанный программный продукт
  2. Зачем это нужно
  3. Какие права есть у разработчика
  4. Имущественные
  5. Неимущественные
  6. Как защитить авторские права на ПО
  7. Лицензия
  8. Регистрация программы
  9. Депонирование
  10. Ответственность за нарушения
  11. Советы юриста
  12. Важные нюансы
  13. Авторское право на программный продукт
  14. Говорит юрист: как закон защищает авторское право на программу
  15. Какой закон защищает авторское право на ПО
  16. Что входит в понятие «программы» по ГК РФ:
  17. Что делать, кто-то украл ваш код
  18. А что если ваш код украли и не скопировали точь-в-точь, а переработали?
  19. Кейс: полтора миллиона за софт
  20. Как пользоваться чужими разработками законно
  21. Какие законы читать об авторском праве на код
  22. Авторское право на картину
  23. Что такое АВТОРСКОЕ ПРАВО?
  24. РАО
  25. УПРАВИС
  26. Как в России оформляется авторское право на песню/фотографию/картину/литературное произведение?
  27. Какие правовые акты регулируют ассоциацию фрагмента произведения искусства с его частью, по каким критериям можно определить сходство фрагмента с частью картины? Будет ли являться нарушением авторского права использование измененного фрагмента картины (например картина художника, на картине изображены цветы, изменены форма цветов, порядок размещения)?
  28. Закон об авторском праве на картину
  29. Статья 6. Объект авторского права. Общие положения
  30. Виды лицензий
  31. Законы
  32. Указы
  33. Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права
  34. Постановления об авторском праве на картину
  35. Закон об авторском праве на картину статья
  36. Статья 46.
  37. Законы об авторском праве на картину
  38. Закон об авторских правах на картину
  39. Законы об авторском праве на картину книгу программный продукт и песню
  40. Законы указы постановления об авторском праве на картину
  41. Законы об авторском праве на песню
  42. Найдите в интернете законы указы постановления об авторском праве на картину

Фиксация своего авторского права на разработанный программный продукт

Необходимость регистрации авторских прав с каждым годом приобретает все более актуальное значение. Связано это в первую очередь с увеличением количества разрабатываемого обеспечения для ЭВМ среди программистов.

Данная процедура обладает рядом нюансов, учитывать которые считается крайне рекомендуемым – лишь при соблюдении всех тонкостей процесса возможно достичь поставленного результата.

Зачем это нужно

В 2020 году, согласно действующему законодательству РФ, возникновение понятие «авторское право» и его юридическая защита обуславливаются фактом возникновения творения в объективном виде.

Обеспечение охраны прав автора актуально даже в том случае, если его работа после создания не будет представлена на суд общественности.

Россия является членом Бернской конвенции, что определяет ее позицию по отношению к регистрации творения – государство не считает совершение подобных действий обязательным. Вместе с тем, учитывая возможные проблемы с доказательством собственных прав в сфере авторский отношений, большая часть творцов стремятся засвидетельствовать свои труды.

Какие права есть у разработчика

Права автора на программный продукт реализуются непосредственно при создании самого продукта, при это проходить регистрацию не является необходимым.

Создатель дополнительно может использовать знак охраны (более известный как знак копирайта), имя и год выпуска. В случае отсутствия данных параметров автором признается лицо, которое указывается на оригинале продукта.

Права на творение действительно на протяжении всей жизни разработчика, а также 50 лет после смерти. Существует несколько классификаций авторских прав.

Имущественные

Особенность имущественных прав заключается в возможности их передачи третьим лицам как на платной, так и на бесплатной основе.

В частности, они реализуются через следующие положения:

Представление продукта общественностиКогда и каким образом будет осуществлено.
Копирование и воспроизведениеКакие критерии необходимо соблюдать для получения возможности использовать программу.
РаспространениеНа каких условиях ПО может распространяться.
МодификацияПрописывает правила изменения в коде и иных элементах продукта.

В отдельных случаях имущественные права могут затрагивать и иные методы реализации программного обеспечения – все зависит от пожеланий автора.

Неимущественные

Суть неимущественных прав выражается в невозможности их отчуждения. Иначе говоря, автор продукта всегда остается ее автором.

Что касается выделяемых положений, то они следующие:

  • возможность называться разработчиком ПО и указывать данный факт;
  • возможность отображения полного имени, псевдонима или иной информации о собственной личности в творении;
  • возможность обеспечить целостность объекта, утвердить его как единый комплекс, который состоит из наименования, программы и иных дополнительных элементов.

В совокупности такие возможности обеспечивают защиту автора от посягательств на честь и достоинство.

Как защитить авторские права на ПО

Общепринято выделяют три основных метода по обеспечению юридической защиты прав автора идеи.

Лицензия

Под лицензией понимают передачу неисключительных прав на реализацию ПО с некоторыми ограничениями. Подавляющее большинство программ имеют специальное лицензионное соглашение. Использовать ее можно только после принятия всех положений документа – обычно происходит это непосредственно в интерфейсе продукта. Лишь в отдельных случаях утверждается письменный формат.

Важно понимать, что лицензионный документ имеет достаточные юридические обоснования, поэтому в случае его нарушения виновное лицо будет привлечено к ответственности.

Регистрация программы

Еще один метод защиты – регистрация ПО. Это не обязательная процедура, но она позволяет установить дополнительные элементы по защите прав автора.

Чтобы она стала доступной для реализации, необходимо собрать пакет следующих сведений:

  • часть кода программного продукта в электронной форме;
  • заполненная анкета с отображением информации о разработчике и правообладателе;
  • реферат, в котором прописываются суть работы ПО, вклад авторов в создание и иные данные;
  • доверенность – актуально, если заявка подается третьим лицом;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Все вышеперечисленные позиции вместе с заявкой отправляются в Федеральный институт промышленной собственности или в Роспатент. Далее ответственное лицо осуществляет анализ данных и, в случае отсутствия нареканий, заносит ПО в государственную базу, после чего выдает соответствующее свидетельство.

Регистрация считается крайне рекомендуемо, если велика вероятность нарушения авторских прав. В дальнейшем, при возникновении судебных разбирательств, полученное от Роспатента свидетельство может стать решающим момент в определении решения суда.

Депонирование

Депонирование признано одним из наиболее популярных инструментов защиты авторских прав. Данный метод заключается в передаче на хранение в специальную фирму исходников созданного продукта. Таким образом за создателем документально закрепляется его ПО – данный факт отражается в общем реестре. При этом ему выдается письменное свидетельство.

Одним из самых крупных организаций, предоставляющих такую услугу, являются:

«Ленинка»Российская государственная библиотека.
РАОРоссийское Авторское Общество.
«Копирус»Актуально для литературных творений.

У каждой фирмы есть собственный сайт, где отражены актуальные сведения по правилам процедуры депонирования.

Таким образом, невскрытая корреспонденция с датой и почтовым штампом была отличным доказательством принадлежности авторских прав в случае судебных разбирательств.

Ответственность за нарушения

Права разработчика могут быть нарушены множеством способом.

Самые распространенные из них:

  • установка ПО, полученного так называемым пиратским способом (иначе говоря – из неофициальных ресурсов);
  • превышение утвержденного числа возможных установок;
  • произведение изменений в код без получения соответствующего решения от правообладателя;
  • копирование и распространение, идущее в разрыве с положениями соглашения;
  • подделка продукта или выдача его за свое.

При нарушении авторских прав виновное лицо привлекается к ответственности, характер которой может быть не только административным и гражданско-правовым, но и уголовным.

Дополнительно правообладатель имеет право на исковое заявление об истребовании с нарушителя компенсации за моральный вред, неполученную прибыль и ущерб репутации.

Советы юриста

Юристы, занимающиеся делами по защите авторских прав, находясь в реальной обстановке законодательного урегулирования данного вопроса, выработали ряд советов, рекомендуемых к соблюдению:

  • хоть формально автором программного продукта признается сам разработчик, но этот факт не имеет исключительную силу, поэтому документальное подтверждения является крайне необходимым, ведь зачастую соответствующие бумаги становятся обязательным в очень неподходящий момент;
  • не нужно делиться созданным продуктом с кем-то из знакомых до того, как будут зарегистрированы права на него (в реальной практике немало моментов, когда лица, не имеющие никакого отношения к разработке программы, первыми придают объективную форму ПО, в результате чего они становятся правообладателями на законодательном уровне);
  • хоть и существует множество организаций, предоставляющих услугу по защите прав автора, но также стоит самостоятельно поддержать данный момент (для этого нужно лишь отправить себе на электронную почту результаты своей деятельности).

Важно: письмо должно находиться не только во входящих сообщениях, но и в отправленных.

Важные нюансы

Многие люди заблуждаются по поводу отдельных выводов о защите прав автора.

Подобные моменты стоит исключить, так как незнание не освобождает от ответственности:

  • Большая часть населения считает, что можно копировать код программы или содержимое сайта без каких-либо последствий, объясняя это их нахождением в открытом доступе без каких-либо обозначений. На самом деле это не является верным, ведь знак авторства ставится по желанию, а отсутствие запрета согласием не признается.
  • Получение свидетельства в Роспатенте не является абсолютной защитой авторских прав, так как данное учреждение не несет ответственности за достоверность предоставленного документа. Поэтому вполне очевидно, что даже после регистрации к правообладателю могут быть предъявлены претензии.
  • Трудовой договор не является достаточным документом в случае утверждения прав работодателя на все ПО, созданное программистом, находящемся у него в подчинении. В таких ситуациях руководитель, помимо заработной платы, должен оплачивать авторское вознаграждение за передачу прав.

Итак, каждый разработчик должен понимать, чтобы его интеллектуальная собственность оставалась в его владении, он должен зафиксировать свое авторское право на программный продукт. Это позволит избежать многочисленных посягательств от третьих лиц еще до того, как дело будет передано в суд.

Источник

Авторское право на программный продукт

Говорит юрист: как закон защищает авторское право на программу

Вторая статья цикла об авторском праве, подготовленного совместно с адвокатом Дарьей Третьяковой. Цикл посвящен закону об авторскому праве в РФ: что нужно знать веб-мастерам, чтобы защищать свои права и избегать штрафов.

В прошлой статье цикла говорили об авторском праве на тексты, в этом материале разберем, какие права есть у программистов и разработчиков на код.

Какой закон защищает авторское право на ПО

Как и права на тексты, право на код защищает Часть 4 Гражданского кодекса РФ. В Гражданском кодексе нет термина «код», разработки на языках программирования попадают под понятие «программа для ЭВМ».

«Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных…»
ГК РФ Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Что входит в понятие «программы» по ГК РФ:

  • Совокупность данных и команд на любом языке программирования (исходный и объектный код).
  • Изображения и звуки, которые она порождает. Вся картинка на мониторе, которую видит игрок в компьютерную игру, считается частью программы.

Сами идеи без их выражения не попадают под авторское право, программа должна быть выражена вовне: записана в памяти компьютера или даже ручкой в блокноте. При этом все промежуточные черновые материалы также охраняются законом, даже если сами по себе они не работоспособны.

«Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения».
ГК РФ Статья 1261. Программы для ЭВМ

Права на программы, плагины, ПО в законе защищаются также, как литературные произведения, за одним исключением: для текстов нет никакой регистрации, а автор кода может обратиться в Роспатент за включением своей работы в «Реестр программ для ЭВМ». Это не обязательно, даже если автор не обратится в Роспатент, права на продукт останутся за ним, но при возникновении спора свое авторство будет гораздо проще доказать, имея регистрацию.

«К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения».
ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав
«Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности».
ГК РФ Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

Что делать, кто-то украл ваш код

Как и в случае с текстом, у создателя программы есть исключительное право на использование его кода, в том числе право копировать, передавать другим лицам или выкладывать в открытый доступ.

Если нарушитель каким-то образом использует код без согласия автора или присвоил авторство себе, то последствия будут теми же, что и для человека, выложившего на своем сайте чужую статью.

За нарушение авторских прав на программу нарушителю полагается гражданская ответственность в одном из трех вариантов:

  1. Возмещение убытков.
    Их размер сложно доказать, поэтому на практике способ используется редко.
  2. Двойная цена за право на использование такого кода.
    Если это нечто уникальное, а не программа, которая массово продается, то здесь тоже могут возникнуть сложности.
  3. Компенсация в фиксированном размере.
    От 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей на усмотрение судьи.

Кроме того, если нарушители использовали чужой код для своего сайта или распространяют ваш код через свой сайт, их ресурс может заблокировать Роскомнадзор.

Если нарушение было в крупном от 100 тысяч рублей или особо крупном размере от 1 млн рублей, то виновный несет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы.

Определять, что вы действительно автор ПО, будет судебная экспертиза, Вариантов для определения может быть много: к примеру, вы начали заниматься реализацией гораздо раньше, сохранились бэкапы, ранние копии программы. Если вы обратитесь в Роспатент и включите продукт в «Реестр программ для ЭВМ», доказать авторство будет проще.

А что если ваш код украли и не скопировали точь-в-точь, а переработали?

Допустим, программист увидел ваш самописный плагин по ускорению загрузки страницы, инструмент для оценки оптимизации сайта или программу-парсер, вдохновился идеей и написал свой плагин, инструмент или программу. Если он сделал свой продукт, но в основе лежат те же идеи — это законно, сами по себе идеи не охраняются.

Другая ситуация: программист раздобыл код вашего сервиса для ведения бухгалтерского учета, внес туда несколько изменений и выдал за свой. Это продукт переработки, модификации — такие действия незаконны и считаются самостоятельным нарушением. С программиста-копипастера можно взыскать компенсацию и за копирование, и за распространение, и отдельно за незаконную переработку программы.

Гражданский кодекс РФ подробно не объясняет, что такое переработка. Фактически, переработкой считаются все ситуации, когда на основе чего-то одного создается нечто новое. Переработка литературного произведения — это постановка спектакля по нему.

В отношении переработки кода в законе прямо назван только один пример — перевод с одного языка программирования на другой.

«Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя».

Статья 1270. Исключительное право на произведение

Кейс: полтора миллиона за софт

Московская компания разработала программный комплекс для финансового анализа и управления рисками. В 2017 году она обратилась в Арбитражный суд с претензией к своему бывшему сотруднику: сотрудник после увольнения создал свой сайт, через который продавал очень похожий софт. Он внес доработки в саму программу, в руководство к ней и поменял название.

Арбитражный суд постановил, что бывший сотрудник фирмы не заключал лицензионный договор с компанией, не выплачивал вознаграждение, поэтому модификация и реализация программного комплекса неправомерна. Ответчику назначили 1,5 млн рублей компенсации, он должен прекратить продажу. Его клиенты названы соответчиками, суд обязал их прекратить использование неправомерно модифицированного софта.

Как пользоваться чужими разработками законно

Допустим, вы владелец сайта и заказали у программиста разработку плагина на сайт или особенного инструмента. То, что вы можете делать с готовым продуктом, зависит того, какой договор был заключен с программистом.

Виды договора:

  • Договор об отчуждении исключительного права.
    После передачи программы заказчику он позволяет вам делать с ней что угодно: изменять, перерабатывать, передавать, дарить.
  • Лицензионный договор.
    Он дает заказчику право только на те действия, которые в нем разрешены.

Представим ситуацию, что вы нашли в сети программное обеспечение, сервис или плагин и хотите позаимствовать код для себя. У программ есть правообладатели, которые устанавливают правила использования:

  1. Правообладатель ПО предлагает использовать свою программу на условиях открытой лицензии.
  2. Открытая лицензия — это предложение любому лицу воспользоваться конкретной программой, не запрашивая дополнительного разрешения. О том, что лицензия открытая, должно быть прямо написано на сайте.

    Если не указано иное, программным обеспечением по открытой лицензии можно пользоваться бесплатно. В условиях могут быть прописаны разные ограничения: к примеру, правообладатель разрешает использовать ПО бесплатно только в некоммерческих целях.

    Делать с программой можно только то, что разрешено в лицензии: если не написано, что можно модифицировать программу, значит, для модификации нужно отдельное разрешение от правообладателя. Если указано, что модифицировать программу можно, то видоизмененную программу вы тоже сможете распространять только на условиях открытой лицензии — такой же, какая была предусмотрена для «материнской» программы.

    «2.Предметом открытой лицензии является право использования произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах.
    Лицензиар может предоставить лицензиату право на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности. В данном случае, если иное не предусмотрено открытой лицензией, считается, что лицензиар сделал предложение заключить договор (пункт 2 статьи 437) об использовании принадлежащего ему произведения любым лицам, желающим использовать новый результат интеллектуальной деятельности, созданный лицензиатом на основе этого произведения, в пределах и на условиях, которые предусмотрены открытой лицензией. Акцепт такого предложения считается также акцептом предложения лицензиара заключить лицензионный договор в отношении этого произведения.
    3.Открытая лицензия является безвозмездной, если ею не предусмотрено иное».
    Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства

  3. Правообладатель предлагает «коробочную» лицензию.
  4. Правообладатель может заранее предусмотреть, на каких условиях он хочет распространять ПО, и предлагать всем желающим заключать стандартный договор в упрощенном порядке.
    Особенности такого договора:

  • Лицензия называется «коробочной», потому что ее условия могут быть написаны на диске или на коробке с диском. Другой вариант — условия изложены в электронном виде: текст договора появляется в окне установки программы, пользователь должен нажать на кнопку «Согласен» после прочтения.
  • Как только вы начали использовать программу, считается, что вы согласились на заключение лицензионного договора с вашей стороны.
  • Вы можете либо полностью согласиться со всеми условиями, либо отказаться от использования ПО. Предложить правки к договору или как-то повлиять на условия вы не можете — это называется «договором присоединения».
  • Лицензия считается бесплатной, если в тексте лицензионного соглашения прямо не указано, что пользование программой платное.

«5. Лицензионный договор с пользователем о предоставлении ему простой (неисключительной) лицензии на использование программы для ЭВМ или базы данных может быть заключен в упрощенном порядке.
Лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, является договором присоединения, условия которого, в частности, могут быть изложены на приобретаемом экземпляре программы для ЭВМ или базы данных либо на упаковке такого экземпляра, а также в электронном виде (пункт 2 статьи 434). Начало использования программы для ЭВМ или базы данных пользователем, как оно определяется указанными условиями, означает его согласие на заключение договора. В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.
Лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, является безвозмездным, если договором не предусмотрено иное».
ГК РФ Статья 1286. Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

  • Правообладатель ПО не указал правила использования.
  • Если про открытую лицензию на сайте не написано, либо вы хотите использовать программу так, как открытая лицензия не разрешает, то нужно связываться с правообладателем и заключать с ним лицензионный договор в общем порядке. К примеру, если софт можно использовать только в некоммерческих целях, а вам нужно для бизнеса, то придется обращаться за дополнительным разрешением.

    Какие законы читать об авторском праве на код

    Подробная информация о том, как закон определяет код, защищает авторские права разработчиков, а также об отчуждении прав, штрафах и компенсациях за нарушение есть в Гражданском и Уголовном кодексах:

    ГК РФ Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

    ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

    ГК РФ Статья 1261. Программы для ЭВМ

    Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

    Статья 1270. Исключительное право на произведение

    Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства

    ГК РФ Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

    УК РФ Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав

    Другие части цикла:
    Говорит юрист: как защитить авторские права на текст
    Защищаем авторские права на картинки и фотографии
    Что делать, если сайт украли, и как правильно заказать разработку сайта

    Источник

    Авторское право на картину

    >Авторское право художника и способы его защиты

    Что такое АВТОРСКОЕ ПРАВО?

    1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
    2. Автору произведения принадлежат следующие права:
    • исключительное право на произведение;
    • право авторства;
    • право автора на имя;
    • право на неприкосновенность произведения;
    • право на обнародование произведения.
    1. В случаях, предусмотренных действующим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

    УКАЗ Президента РФ от 07.10.1993 N 1607
    «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ»
    РАСПОРЯЖЕНИЕ Президента РФ от 25.03.1994 N 152-рп
    «ВОПРОСЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К РЯДУ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ»
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.1995 N 110-ФЗ
    «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНО — ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР, КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»
    (принят ГД ФС РФ 16.06.1995)
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.07.2004 N 72-ФЗ
    «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»
    (принят ГД ФС РФ 25.06.2004)
    Законодательная база по авторскому праву у нас в стране существует и постоянно совершенствуется. Недавно, 22 октября 2010 г., Госдума в третьем чтении приняла поправки в Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Теперь Российская законодательная база приведена в соответствие требованиям международных норм, что было одним из условий для вступления России в ВТО.
    Каждый, кто пытается активно осваивать интернет пространство с целью продвижения своего творчества рано или поздно сталкивается с проблемой посягательства на свое авторское право или, проще говоря, плагиатом. Для духовно ранимой творческой натуры встреча с плагиатом может стать не только болезненной, но и роковой.
    Не для кого из художников не секрет, что существовать, за счет средств вырученных с продажи живописи совсем не просто. Еще сложнее выжить художнику пропагандирующему «чистое» искусство, увлеченному только творческой стороной процесса.
    Право использования изображения в рекламных и других коммерческих целях принадлежит автору, даже после продажи самого произведения, а не обладателю картины. Если кто-то решит использовать изображение картины в коммерческих целях, то это может принести существенный дополнительный доход и автору. О суммах за использование изображений я писал ранее, но они постоянно меняются в большую сторону. Многие западные художники признаются, что доходы от использования изображений их картин для печати постеров и репродукций существенно превышающие доходы от продажи самих произведений. В международной практике по авторскому праву существует еще один способ получить дополнительную прибыль уже после продажи самого произведения. В случае официально зарегистрированной перепродажи обладателем картины с аукциона или иным способом, автор вправе рассчитывать на получение процентов от сделки. В этом случае вступает в действие так называемое «ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ» Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 Статья 17.
    К сожалению не все так хорошо обстоит на деле и еще хуже реальная ситуация с судебной практикой отражающей статистику по защите АВТОРСКОГО ПРАВА. Хочу заметить, что речь о незаконном копировании имеет смысл вести, когда оно приобретает массовый или тиражный характер. По мнению российского законодателя “плагиат” представляет наибольшую опасность для общества только тогда, когда “плагиатор” причиняет крупный ущерб (пункт 1 статьи 146 УК РФ). Отсутствие в России целенаправленной и активной борьбы с “плагиатом” многие чиновники из правоохранительных и судебных органов в частности объясняют отсутствием официальных указаний относительно того, что следует понимать под крупным ущербом. Именно поэтому любому российскому автору приходится самому заботиться о надежной защите своего произведения от посягательств “плагиаторов”.
    Существует несколько простых способов доказать свое авторство:

    • Один из способов подтвердить свое авторское право в суде — нотариальное хранение. Упаковываете в конверт плод своей интеллектуальной деятельности или носитель с его копией и отдаете нотариусу, он ставит дату и печать и кладет его в сейф. В случае спора в суде можно легко доказать свое авторское право.
    • Аналогичным способом можно отправить свое творение самому себе по почте заказным письмом и хранить не вскрывая. Но в этом случае экспертиза в суде может не дать 100 % гарантии подлинности даты упаковки и отправки.
    • Достаточно надежный способ – разместить свои произведения в полиграфическом издании, имеющем дату публикации (журнал, календарь, каталог выставки).
    • Достоверным способом доказать авторство может стать договор купли-продажи произведения. Он же явится основанием для контроля за ПРАВОМ СЛЕДОВАНИЯ. При этом надо помнить, что любой договор приводит к официальному обнародованию доходов и уплате налогов, но может с торицей компенсироваться впоследствии.

    Образец договора купли-продажи.

    • Не менее практичным способом подтвердить авторство может стать договор – лицензия. В случае продажи изображения картины заказчику обязательно заключайте договор, это предотвратит несанкционированное использование произведения.

    Образцы договоров:

    На данный момент существует несколько аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе пытающихся контролировать соблюдение авторского права на территории РФ и за рубежом. Но видимо спешка, с которой они создавались из-за желания вступления в ВТО, отрицательно повлияла на безупречное функционирование структуры. В силу этих обстоятельств в этой нише появились самостоятельные коммерческие структуры и организации на условиях некоммерческого партнерства, нейтрализующие пробелы и проблемы официальных.

    РАО

    Официальным органом, контролирующим соблюдение авторских прав, у нас в стране является Российское Авторское Общество.
    РАО так формулирует свои главные задачи:

    • Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО;
    • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;
    • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

    Проще говоря, РАО берёт на себя функции посредника между автором и приобретателем лицензии на тиражирование произведения. За что соответственно получает вознаграждение.
    Отзывы деятелей культуры в адрес РАО резко противоположные. Одни пытаются оказать поддержку и выступают с коллективными заявлениями в защиту общества, другие организуют пикеты в знак протеста. А порою и действия самого РАО доходит до абсурда. Так же предлагаю посмотреть пресс-конференцию РАО.
    Безусловно, организация молодая и в ее деятельности еще очень много недоработанного.
    К примеру, очень интересный ответ на мой вопрос о процессе сотрудничестве РАО с художниками получил по телефону 697-5244 – «РАО с художниками не сотрудничает и картины как предмет интеллектуальной собственности не регистрирует». Я был удивлен таким поворотом событий и сослался на страницу сайта, где написано, что «В РАО могут быть зарегистрированы и депонированы с выдачей Свидетельства о депонировании и регистрации: Произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы, фотографические произведения…». Ответ прозвучал быстро и лаконично – «В каком месте Вы это видели?».
    Я человек настойчивый и предпринял еще одну попытку по другому номеру телефона 697-0990. Обходительный женский голос предложил посетить офис РАО на Большой Бронной, д. 6А. При входе в офис секьюрити поинтересовался целью моего визита и предложил позвонить на тот же удивительный номер 697-5244 где я вновь услышал оптимистичный голос «РАО с художниками не сотрудничает!» После некоторого препирательства вахтера мне разрешено было пройти в кабинет № 109. Вежливые и обаятельные дамы четко и грамотно ответили на все интересовавшие меня вопросы, с горечью посетовав на нерадивую сотрудницу № 697-5244.
    Причина более активного сотрудничества РАО с представителями музыкальной, кино и литературной среды, нежели с художниками мне кажется довольно проста — живопись не используется в столь массовом объеме для копирайта. Соответственно и доходы от представления интересов авторов живописных произведений не столь велики.
    Вот какой вывод я сделал из посещения офиса уважаемой организации.

    1. РАО заключает с автором , по которому выступает в качестве посредника при заключении сделки на получении лицензии для публикации авторских произведений в СМИ и полиграфических изданиях.

    Плюсы:

    • Юридический отдел грамотно составит договор и проконтролирует все нюансы сделки, защищая Ваши интересы.
    • В случае нарушения авторских прав юристы РАО могут отстаивать Ваши права в суде. В этом случае судебные издержки несет РАО (со слов сотрудников).
    • 15% не слишком большая плата за посреднические услуги, Вам останется только получить деньги.
    • Вы получаете дополнительное время, освобождаясь от нудной переписки с заказчиками и от утомительного изучения тонкостей юриспруденции.

    Минусы:

    • Вы теряете возможность самостоятельно заключать договор — лицензию на право публикации.
    • Не сможете назначать ставки за публикацию своего произведения. Официально утвержденные опубликованы на сайте РАО
    • Не сможете получать вознаграждение напрямую от плательщиков.
    • РАО не выдает сертификаты на произведения живописи, подтверждающие авторство.
    1. РАО обязуется силами своего экспертного совета контролировать публикации ваших произведений в СМИ и полиграфических изданиях.

    Плюсы:

    • В лице экспертного совета Вы получаете круг людей заинтересованный в контроле соблюдения авторского права.
    • Ваша фамилия попадает в РЕЕСТР ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ — членов РАО
    • Незаконопослушные граждане, найдя Вашу фамилию в списке членов РАО крепко подумают, прежде чем нарушить авторское право.

    Минусы:

    • В силу некомпетентности некоторых сотрудников РАО полностью полагаться на эту организацию в плане защиты Ваших авторских прав не приходится.
    • Даже при чрезмерно большом штате экспертного совета проконтролировать все публикации СМИ и полиграфии они не смогут.
    • На данный момент РАО не имеет каталог зарегистрированных произведений живописи.
    • При возникновении судебных споров и в случае отсутствия на руках оспариваемого произведения живописи Вам прежде придется доказать свое авторство.

    Вывод:
    Думаю, сумма 500 рублей (единовременный вступительный взнос) в РАО не слишком высокая плата за грамотную юридическую поддержку и возможность доказать клиенту Вашу заинтересованность в продвижении своего творчества на арт-рынке и формировании устойчивой инвестиционной стоимости Ваших картин. Есть смысл передать полномочия на управление авторскими правами только на территории РФ.
    С другой стороны в случае с композиторами и литераторами их сотрудничество с РАО вполне разумно и практично. Любое музыкальное и литературное произведение, в отличие от живописи, будучи опубликовано в средствах массовой информации становится общедоступным в полном объеме. Картина, опубликованная в печати или в интернете, не несет полную информацию для копирования. Для того что бы получить исходный материал потенциальному заказчику придется связаться с автором и художнику неизбежно придется вступать в договорные и финансовые отношения. В этом случае роль РАО как посредника частично утрачивается и теряет смысл. На данный момент не имеет никакого смысла заключать договорные отношения с РАО на представление своих авторских прав на территории других стран, в случае если Вы планируете продвигать свое творчество и на международном рынке.

    УПРАВИС

    Еще одна аккредитованная постановлением Правительства Российской Федерации организация по управлению правами на коллективной основе.
    ПАРТНЕРСТВО ПО ЗАЩИТЕ И УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА.
    Основным предметом деятельности УПРАВИС является управление на коллективной основе правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
    Подробнее о праве следования можно почитать
    Плюсы:

    • Расценки, указанные на сайте организации не могут не радовать.
    • Финансовый интерес организации за предоставление услуг составляет все те же 15%.
    • Не плохой задел на будущее, но пока сложно представить механизм, с помощью которого организация планирует осуществлять контроль за правом следования.

    Минусы:

    • Официальный сайт пока в разработке, в Реестре Авторов помимо грамматической ошибки на странице сам список взят из старой версии «Рейтинга художников» а о существовании такой организации как УПРАВИС многие из них даже не догадываются.
    • Для регистрации в УПРАВИС необходимо привезти произведения в офис или заказать выезд эксперта (стоимость выезда около 20 000 рублей).

    Вывод:
    Здесь как с наследством, если Вы планируете оставить заметный след в искусстве, нужно заключать договор с УПРАВИС.

    Право следования — право автора произведения искусства в случае публичной его перепродажи по цене, превышающей предыдущую (на величину, установленную законом), получить вознаграждение от продавца в виде процентов от перепродажной цены.
    P.S. имеет тот же срок, что и авторское право, и является неотчуждаемым: при жизни автора оно принадлежит только ему, после смерти — только наследникам.

    В подготовке материала принимал участие Петр Шалаев.

    17 января 2011 г.Алексей Шалаев

    Как в России оформляется авторское право на песню/фотографию/картину/литературное произведение?

    Ruslan Rechapov 6908 3 года назад юрист

    Авторское право возникает в момент создания творческого произведения. Само авторское право сложная совокупность авторских прав — это личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. К личным неимущественным правам относится право авторства, т.е. право быть признанным творцом произведения, право на псевдоним и т.п. Эти права личные и неимущественные, их невозможно переуступить.

    Если Лермонтов написал «Бородино», он не может продать свое право быть автором другому лицу. У «Бородино» только один автор. Другое дело имущественные права на использование произведения. Например Пушкин продавал свои произведения книгопечатникам, которые их печатали и затем продавали. Можно продать данное право целиком и единовременно, можно получать какой либо процент от реализации.

    Из вики:

    В соответствии со статьёй 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

    Однако на практике автор может столкнуться с необходимостью заранее обеспечить доказательства своих прав на объект интеллектуальной собственности, чтобы застраховать себя от потери или непризнания прав автора.

    Основной метод предварительной защиты авторских прав — обеспечить себя доказательствами существования объектов авторских прав на определенную дату (защита приоритета). Наиболее популярными методами формирования таких доказательств являются: публикация произведения в открытых источниках (СМИ), депонирование в авторском обществе или юридической компании, нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения, использование специальных Интернет-сервисов. Но необходимо понимать, что все перечисленные механизмы не обеспечивают доказательства авторства. Они лишь позволяют подтвердить существование экземпляра произведения на установленную дату и сведения об авторе, указанном на экземпляре произведения.

    Для возникновения и осуществления своих прав автору не нужно совершать никаких формальностей (принцип автоматической охраны — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений), но существуют некоторые организации, которые предлагают автору «зафиксировать авторство», то есть выдать документ о том, что именно он является автором конкретного произведения, а само произведение — бережно сохранить в своём депозитарии на случай, если его кто-нибудь «украдёт» и авторство понадобится подтвердить.

    PS. ЗА соблюдением авторских прав , в том числе прав на вознаграждение, следит одна жуликоватая контора — Российское Авторское Общество. Ее руководитель 28.06.16 г. Сергей Федотов был арестован МВД РФ по подозрению в мошенничестве.

    PSS. Есть бюджетный способ зафиксировать свое авторское право. Объект творчества (рисунок, художественное произведение , мелодия и т.п.) пишите на бумаге. Потом эту бумагу вкладываете в почтовый конверт. А этот конверт отправляете самому себе ценным письмом в свой адрес. В итоге:

    1. Почтовая марка и почтовый штемпель содержат дату отправки письма (создания произведения);

    2. Не вскрытый конверт (заклееный) содержит само творческое произведение.

    При наличии конфликта можно определить кто создал это произведение. То есть обеспечить себя доказательствами существования объектов авторских прав на определенную дату (защита приоритета)

    аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

    база данных — объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера;

    воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память компьютера также является воспроизведением;

    воспроизведение фонограммы — изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

    запись — фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.

    Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету Информатика.

    Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

    автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

    аудиовизуальное произведение — произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

    база данных — объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера;

    воспроизведение произведения — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память компьютера также является воспроизведением;

    воспроизведение фонограммы — изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

    запись — фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Какие правовые акты регулируют ассоциацию фрагмента произведения искусства с его частью, по каким критериям можно определить сходство фрагмента с частью картины?
    Будет ли являться нарушением авторского права использование измененного фрагмента картины (например картина художника, на картине изображены цветы, изменены форма цветов, порядок размещения)?

    Произведения изобразительного искусства являются объектами авторского права (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Автору произведения принадлежат права, указанные в ст. 1255 ГК РФ. В силу п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторское право распространяется и на его часть, если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечает требованиям, установленным п. 3 указанной статьи.
    По общему правилу, только лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, в том числе и перерабатывать произведение (ст.ст. 1229, 1270 ГК РФ). Другие лица вправе это делать только с согласия правообладателя. Случаи, когда согласие правообладателя на использование произведения (в том числе на переработку части произведения) не требуется, перечислены в ГК РФ (смотрите, в частности, ст.ст. 1273-1280, 1295, 1298 ГК РФ). В отсутствие таких обстоятельств переработка либо иное использование произведения (части произведения), осуществленная без заключения лицензионного договора с правообладателем, является незаконной и нарушает права последнего (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.11.2006 N 56-Г06-45, постановление ФАС Центрального округа от 03.02.2012 N Ф10-5513/11 по делу N А54-4983/2010).
    Отношения, связанные с правовой охраной произведений изобразительного искусства регулируются, в частности, положениями части четвёртой ГК РФ, Всемирной конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.) и Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
    Однако ни один из правовых актов не устанавливает перечня критериев, которые должны использоваться при определении степени сходства произведений (в том числе изобразительного искусства) и их частей между собой. При установлении такого сходства могут использоваться как объективные (форма, цвет, размер), так и в значительной степени субъективные, оценочные критерии (например степень творческой самостоятельности произведения). Поэтому вопрос о правовой квалификации (и последствиях) сходства, обнаружившегося между произведениями, как правило, решается судом с привлечением экспертов, обладающих специальными познаниями в соответствующих областях. В зависимости от конкретных обстоятельств такое сходство может свидетельствовать, например, о незаконном использовании произведения или о присвоении авторства, что влечет для нарушителя те или иные правовые последствия.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Коробейников Евгений

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    1 ноября 2012 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Закон об авторском праве на картину

    При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

    4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

    При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения.

    (Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ)

    Статья 6. Объект авторского права. Общие положения

    1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

    Соответственно и доходы от представления интересов авторов живописных произведений не столь велики.

    УПРАВИС

    Еще одна аккредитованная постановлением Правительства Российской Федерации организация по управлению правами на коллективной основе.

    ПАРТНЕРСТВО ПО ЗАЩИТЕ И УПРАВЛЕНИЮ ПРАВАМИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА.

    Основным предметом деятельности УПРАВИС является управление на коллективной основе правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

    Плюсы:

    • Расценки, указанные на сайте организации не могут не радовать.

    • Финансовый интерес организации за предоставление услуг составляет все те же 15%.

    • Не плохой задел на будущее, но пока сложно представить механизм, с помощью которого организация планирует осуществлять контроль за правом следования.

    Минусы:

    • Официальный сайт пока в разработке, в Реестре Авторов помимо грамматической ошибки на странице сам список взят из старой версии «Рейтинга художников» а о существовании такой организации как УПРАВИС многие из них даже не догадываются.

    • Для регистрации в УПРАВИС необходимо привезти произведения в офис или заказать выезд эксперта (стоимость выезда около 20 000 рублей).

    Вывод: Здесь как с наследством, если Вы планируете оставить заметный след в искусстве, нужно заключать договор с УПРАВИС.

    Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

    К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

    Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения, “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”. К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю.
    Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

    Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

    Виды лицензий

    Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

    Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

    Законы

    В международной практике по авторскому праву существует еще один способ получить дополнительную прибыль уже после продажи самого произведения. В случае официально зарегистрированной перепродажи обладателем картины с аукциона или иным способом, автор вправе рассчитывать на получение процентов от сделки. В этом случае вступает в действие так называемое «ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ» Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 Статья 17.

    К сожалению не все так хорошо обстоит на деле и еще хуже реальная ситуация с судебной практикой отражающей статистику по защите АВТОРСКОГО ПРАВА.

    Хочу заметить, что речь о незаконном копировании имеет смысл вести, когда оно приобретает массовый или тиражный характер. По мнению российского законодателя “плагиат” представляет наибольшую опасность для общества только тогда, когда “плагиатор” причиняет крупный ущерб (пункт 1 статьи 146 УК РФ). Отсутствие в России целенаправленной и активной борьбы с “плагиатом” многие чиновники из правоохранительных и судебных органов в частности объясняют отсутствием официальных указаний относительно того, что следует понимать под крупным ущербом.

    Именно поэтому любому российскому автору приходится самому заботиться о надежной защите своего произведения от посягательств “плагиаторов”.

    Существует несколько простых способов доказать свое авторство:

    • Один из способов подтвердить свое авторское право в суде — нотариальное хранение.

    Указы

    Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

    письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

    устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

    звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

    изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

    объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

    в других формах.

    3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

    4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

    5.

    Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

    Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

    Статья 7. Произведения, являющиеся объектами авторского права

    Постановления об авторском праве на картину

    В отличие, например, от британского законодательства, где право следования распространяется только на живых авторов, в России право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (70 лет со дня смерти художника).

    Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений утверждены постановлением правительства РФ в 2008 году, тогда же определили размер вознаграждения — примерно 5% от цены перепродажи (при сделках на суммы свыше 100 тыс. руб. рассчитывается по специальной формуле). Однако до октября 2014 года ГК РФ предполагал сборы только с публичной перепродажи картин и рукописей. Последние три года по закону под действие права следования попадает любая сделка с искусством, в которой участвует посредник, поэтому если на первом этапе действие закона фактически распространялось лишь на аукционные дома, то с 2014 года процент автору обязаны выплачивать также галеристы и, строго говоря, частные дилеры.

    Закон об авторском праве на картину статья

    ВажноОднако отследить подобные непубличные сделки практически невозможно, поэтому теперь в законе появился пункт об обязанности любого участника сделки, если он юридическое лицо или ИП, предоставлять сведения о продаже произведений искусства.

    Очевидно, подготавливая почву для окончательного решения вопроса об авторских отчислениях, Минкульт в ноябре в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума провел круглый стол на тему «Правовое регулирование права следования в России: совершенствование законодательства, опыт работы организации по коллективному управлению правами, проблемы правоприменительной практики и перспективы на будущее». В обсуждении приняли участие юристы, художники и представители творческих союзов. Все они говорили о сложностях, которые возникают в связи с реализацией этого права.

    Пока единственной аккредитованной Минкультуры российской организацией по управлению правами в этой сфере (авторские отчисления с перепродажи картин и рукописей) остается некоммерческое партнерство «УПРАВИС», с 2015 года находящееся под контролем Российского авторского общества (РАО).

    Государственная аккредитация УПРАВИС на осуществление деятельности по праву следования действует до 2023 года.

    Впрочем, до сих пор НП «УПРАВИС», в разных формах существующему с 2006 года, не удавалось наладить процедуру получения отчислений авторам с продавцов у нас в стране.

    Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

    Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

    Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей такие лицензии.

    4. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе сохранять невостребованное вознаграждение, включая его в распределяемые суммы или обращая на другие цели в интересах представляемых ею обладателей авторских и смежных прав по истечении трех лет с даты его поступления на счет организации.

    Статья 46.

    Законы об авторском праве на картину

    Вежливые и обаятельные дамы четко и грамотно ответили на все интересовавшие меня вопросы, с горечью посетовав на нерадивую сотрудницу № 697-5244.

    Причина более активного сотрудничества РАО с представителями музыкальной, кино и литературной среды, нежели с художниками мне кажется довольно проста — живопись не используется в столь массовом объеме для копирайта. Соответственно и доходы от представления интересов авторов живописных произведений не столь велики.

    Вот какой вывод я сделал из посещения офиса уважаемой организации.

    1. РАО заключает с автором договор, по которому выступает в качестве посредника при заключении сделки на получении лицензии для публикации авторских произведений в СМИ и полиграфических изданиях.

    Плюсы:

    • Юридический отдел грамотно составит договор и проконтролирует все нюансы сделки, защищая Ваши интересы.
    • В случае нарушения авторских прав юристы РАО могут отстаивать Ваши права в суде. В этом случае судебные издержки несет РАО (со слов сотрудников).
    • 15% не слишком большая плата за посреднические услуги, Вам останется только получить деньги.
    • Вы получаете дополнительное время, освобождаясь от нудной переписки с заказчиками и от утомительного изучения тонкостей юриспруденции.

    Минусы:

    • Вы теряете возможность самостоятельно заключать договор — лицензию на право публикации.
    • Не сможете назначать ставки за публикацию своего произведения.

    Закон об авторских правах на картину

    В силу этих обстоятельств в этой нише появились самостоятельные коммерческие структуры и организации на условиях некоммерческого партнерства, нейтрализующие пробелы и проблемы официальных.

    Официальным органом, контролирующим соблюдение авторских прав, у нас в стране является Российское Авторское Общество.

    РАО так формулирует свои главные задачи:

    • Управление имущественными правами авторов (их правопреемников) на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи) на основе Договора о членстве в РАО;
    • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе;
    • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

    Проще говоря, РАО берёт на себя функции посредника между автором и приобретателем лицензии на тиражирование произведения.

    Законы об авторском праве на картину книгу программный продукт и песню

    ИнфоЗаконы об авторском праве на песню

    Законы указы постановления об авторском праве на картину

    Найдите в вебе законы, указы, постановления об авторском праве a) на книжку. Касаемо книжек на российском языке в том же указе отмечалось, что ни книжек. ауди a6 a7 a5 a2 самолёт крыло шасси блины мука, яичка, молоко, сахар четырёхугольник квадрат ромб работа с таблицей.

    Программам для эвм предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам. При этом программа для эвм и база данных должна представлять собой результат творческой деятельности автора (соавторов).

    Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

    Законы об авторском праве на песню

    Аккаунт Пользователя (Аккаунт) – учетная запись Пользователя, создаваемая в момент регистрации на Сайте, позволяющая Администрации идентифицировать (авторизовать) каждого Пользователя посредством уникального логина и пароля.

    Найдите в интернете законы указы постановления об авторском праве на картину

    Недавно, 22 октября 2010 г., Госдума в третьем чтении приняла поправки в Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Теперь Российская законодательная база приведена в соответствие требованиям международных норм, что было одним из условий для вступления России в ВТО.

    Каждый, кто пытается активно осваивать интернет пространство с целью продвижения своего творчества рано или поздно сталкивается с проблемой посягательства на свое авторское право или, проще говоря, плагиатом. Для духовно ранимой творческой натуры встреча с плагиатом может стать не только болезненной, но и роковой.

    Не для кого из художников не секрет, что существовать, за счет средств вырученных с продажи живописи совсем не просто.
    Еще сложнее выжить художнику пропагандирующему «чистое» искусство, увлеченному только творческой стороной процесса.

    Право использования изображения в рекламных и других коммерческих целях принадлежит автору, даже после продажи самого произведения, а не обладателю картины. Если кто-то решит использовать изображение картины в коммерческих целях, то это может принести существенный дополнительный доход и автору. О суммах за использование изображений я писал ранее, но они постоянно меняются в большую сторону.

    Многие западные художники признаются, что доходы от использования изображений их картин для печати постеров и репродукций существенно превышающие доходы от продажи самих произведений.

    Источник

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
    ВиДиги