«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли

Основная идея «Слова о полку Игореве»

Вершиной поэтического искусства Древней Руси является «Слово о полку Игореве». Это памятник древней русской литературы. Время написания «Слова о полку Игореве» — конец XII века, но известно оно стало лишь в конце XIII века. С тех пор великая патриотическая поэма не раз занимала умы поэтов, ученых и художников. «Слову о полку Игореве» обязаны мы гениальной оперой Бородина, и знаменитой картиной , великий Пушкин мечтал перевести «Слово о полку Игореве» на современный язык. Большое место занял бы перечень всех деятелей науки, поэзии и вообще культуры, чье внимание было привлечено этим удивительным поэтическим творением, созданным около восьми столетий назад в древней Киевской Руси.

Русь в XII веке страдала от двух основных бедствий: княжеских междоусобных войн и половецких набегов.

«Не веселая година встала», «тоска разлилася по всей Русской земли, печаль жирна тече средь земли Русской».

Прошли блестящие времена Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Не сумели русские князья выполнить разумные их советы. Обособление земель и хронические феодальные войны несказанно ослабили Русь.

Половцы, отодвинутые за Дон во времена Мономаха, увидевшие теперь слабость Руси, со все возрастающей силой стали надвигаться на южные пределы земли русской.

Видя смертельную опасность в этом, лучшие, передовые люди Руси призывали к объединению и единодушному отпору половцу Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев. Так, в 1184 г. киевский князь Святослав объединил несколько князей и разбил половцев. Он призывал всех князей встать под его знамена. Новгородсеверский князь Игорь обещал Святославу помощь, но не сдержал слова. А весной 1185 г. Игорь выступил против половцев с князьями-родственниками, совершенно неожиданно и несвоевременно.

Он был жестоко разбит и попал в плен. Страшное поражение имело своим последствием то, что половецкие ханы вторглись в русскую землю и подвергли ее опустошению. В тексте великой воинской поэмы есть потрясающего трагизма строки об этом: “тьма свет покрыла”.

С глубокой скорбью изображает поэт картину народного бедствия, нашествие врагов, скорбь русских вдов. Рассказ о неудачном походе Игоря и эпизод гибели Бориса Вячеславовича с братом ярко иллюстрируют идею автора о бессмысленности и опасности междоусобиц. Основной идеей «Слова о полку Игореве» является горячий призыв к единению русских князей.

Автор «Слова о полку Игореве» — неизвестный прогрессивный человек, видевший свою задачу в том, чтобы призвать русских князей к единению, к сплочению, народное и общественное мнение направить против княжеских междоусобиц, осудить князей за стремление к личной славе и удовлетворению своих эгоистических помыслов.

Поражение для автора — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей. Автор «Слова о полку Игореве» чувствует себя власть имущим, видя бедствия своего народа, недавно столь высоко стоявшего, зовет Всеволода Владимирского на престол Киевский. Поэт уверен, что если бы Всеволоду удалось прибыть на юг, Родина избавилась бы от своих внутренних бед и внешних врагов. Но призыв горячего патриота остался только призывом: Всеволод не смог «поблюсти отня стола”. Общерусские интересы остались отодвинутыми на второе место. Узкая местная эгоистическая политика возобладала. Князья продолжали ковать крамолу и губить Русскую землю. Людям, мечтавшим видеть свою страну объединенной и великой, пришлось ждать долго. Пришлось пережить удар жестокой татаро-монгольской Орды.

”Слово о полку Игореве” имеет грандиозное художественное значение. Пушкин А.С. восхищался «духом древности», которым веет от произведения. «Слово о полку Игореве” оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу.

Великая патриотическая поэма Древней Руси — это скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение конца XII века — не имеет себе равных в средневековой поэзии Запада.

Источник

«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли

Список «Слова о полку Игореве» был найден в конце XVIII в. А. И. Мусиным-Пушкиным. Текст не делился на слова и отдельные предложения, что представляло большую сложность для перевода, некоторые места литературного памятника оказались непонятными. Одна из копий, снятых со «Слова…», была сделана специально для Екатерины II, и именно она сохранилась после пожара 1812 г.

В основе «Слова о полку Игореве» лежат события 1185 г., когда состоялся поход князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев, окончившийся неудачей. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря 1185 г. в Ипатьевской (более подробно) и Лаврентьевской (относительно кратко) летописях.

«Слово о полку Игореве» объединяет в себе несколько жанров древнерусской литературы: воинская историческая повесть, героическая повесть, ораторское произведение (многочисленные обращения к читателям), «песнь» (так определяется жанр в самом произведении). Отмечая жанровое своеобразие древнерусского произведения, Д. С. Лихачев писал: «В «Слове о полку Игореве» …мы имеем еще не сложившийся окончательно, новый для русской литературы жанр — жанр нарождающийся, близкий к ораторским произведениям, с одной стороны, к «плачам» и «славам» народной поэзии — с другой».

Специфика структурного построения и система персонажей реализуют основную идею автора — выразить призыв к единению Русской земли. «Слово…» состоит из 3 частей:

  1. Зачин, или лирическое вступление.
  2. Основная часть включает 3 части:
    1. сборы Игоря, выступление в поход, две битвы (первая завершилась победой, но вторая закончилась поражением русского войска);
    2. Киевские события: сон Святослава, совет с боярами, «золотое слово» Святослава;
    3. Плач Ярославны, побег и возвращение князя.
  3. Заключение.

Основной мотив похода князя — честолюбие, а не стремление защитить общие интересы русских князей. Игорь один желает «копье преломить на границе поля Половецкого… либо голову сложить. Либо шлемом испить из Дона». Силы природы предупреждают Игоря о плачевном исходе битвы, но жажда победы затуманивает разум князя. Беспечность русичей после победы в первом сражении беспокоит автора. В картине второй битвы, закончившейся поражением Игоря, вводится образ земли Русской.

В «золотом слове» Святослава выражается авторская позиция и основная идея произведения. «Золотое слово» Святослава, по жанру являющееся «поучением», — это скорбь о судьбе земли Русской и призыв к единению, обращенный ко всем сильным князьям. Особую художественную экспрессию придает «золотому слову» несколько видоизменяющийся рефрен: «Вступите же, господа, в золотые стремена за Обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!» (дословный перевод Д. С. Лихачева). Образ Святослава демонстрирует государственную мудрость и истинное благородство правителя. Сам художественный строй «Слова…» становится вызовом княжеским междоусобицам.

Обобщенное звучание получает плач жены князя. Ярославна плачет не только о своем муже, но и всех русичах. В нем звучит заклинание сил природы и надежда на счастливое спасение.

Заключительная часть «Слова…» исполнена веры в победу, в силу русских воинов — звучит здравица князьям и дружине, защищающим родину.

Источник

Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.

В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. «Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как «сведоми къмети», воины-богатыри черниговцы «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу». В «Слове о полку Игореве» описаны страдания простого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин:

«Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

«Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.»

Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев (смотри сочинение ). И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О река. Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением.Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
ВиДиги